V.IV. Методические разработки

Методика исправления нарушений звукопроизношения

у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

(2009-2020 гг.)

  • Изучение научно-методической литературы по теме;
  • изготовление картотеки для артикуляционной гимнастики: общей, для постановки свистящих звуков, для постановки шипящих звуков, для постановки соноров (Р, Рь, Л, Ль) (2015-2020 гг.);
  • доклад на педсовете в дошкольном образовании "Роль игры в формировании звукопроизношения ребёнка" (2009 г.);
  • приобретение логопедических зондов для механической постановки звуков и массажа языка (2009, 2018 гг.);
  • разработка и публикация презентаций для развития артикуляционной моторики "Весёлый Язычок", "Весёлая прогулка", "Общая артикуляционная гимнастика", "Весёлые превращения Язычка", гимнастика для шеи и плеч "Жираф" (на страницах интернет-блога "Дошкольная логопедия", 2012 г.);
  • публикация презентаций "Общая артикуляционная гимнастика""Весёлые превращения Язычка" (электронное СМИ "NSPORTAL.RU "Социальная сеть работников образования", 2012 г.);
  • публикация презентации "Весёлые превращения Язычка"  (электронный журнал "Педагогический мир", 2012 г.);
  • открытые индивидуальные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР (2009-2020 гг.);
  • публикация методических разработок (картотек заданий) по коррекции звукопроизношения на страницах интернет-блога "Дошкольная логопедия";
  • публикация методических разработок (картотек заданий) по дифференциации свистящих - шипящих звуков [С] - [Ш], [З] - [Ж] на страницах интернет-блога "Дошкольная логопедия";
  • участие в региональном конкурсе методических разработок по сопровождению образования детей с ОВЗ с авторской разработкой "Методика исправления недостатков произношения заднеязычных звуков К, Кь у старших дошкольников с общим недоразвитием речи" (ГАОУ ДПО "ЛОИРО", февраль — март 2019 г.);
  • публикация авторской разработки "Методика исправления недостатков произношения заднеязычных звуков К, Кь у старших дошкольников с общим недоразвитием речи" (электронное СМИ "NSPORTAL.RU "Социальная сеть работников образования", 19.09.2020 г.);
  • публикация учебно-методических разработок (картотек заданий) по автоматизации свистящих звуков С, З, Ц у дошкольников с нарушениями речи (на страницах интернет-блога "Дошкольная логопедия", 2020 г.).

Нарушения лексики у дошкольников 5-7 лет

  с общим недоразвитием речи (ОНР) 
(2009-2020 гг.)


  •          Изучение научно-методической литературы по теме;

  •          изготовление игровых пособий;

  • аттестационная работа по теме: "Формирование лексической системности и структуры значения слова у дошкольников 5-7 лет с ОНР" (ЛОИРО, 2010 г.);
  • составление картотеки домашних заданий по лексическим темам (бумажный вариант, карточки);
  • проектное задание "Организация семантических полей и возрастные особенности вербальных ассоциаций в дошкольном возрасте" (КПК ЛОИРО, 2011 г.);
  • публикация "Картотека домашних заданий по лексическим темам для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи" в журнале "Педагогический мир";
  • публикация методической разработки "Домашние задания по лексическим темам с элементами логоритмики для старших дошкольников с общим недоразвитием речи" в сборнике материалов научно-практической конференции "Инновационный опыт психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями развития" (ЛОИРО, 2014 г.);
  • публикация "Домашних заданий по лексическим темам" для дошкольников 5-7 лет с ОНР еженедельно на станицах интернет-блога "Дошкольная логопедия";
  • создание мультимедийных презентаций «Птицы средней полосы России», «Рыбы морские, озёрные, речные»; использование ЭОР на логопедических занятиях (учреждение, 2016 г.);
  • проведение открытого логопедического занятия с использованием ИКТ «Возвращение пернатых» (учреждение, 21.03.2017 г.);
  • проведение открытого логопедического занятия с использованием ИКТ «Рыбы морские, озёрные, речные» (учреждение, 27.02.2018 г.);
  • проведение открытого логопедического занятия с использованием ИКТ «Интерактивный тест-игра «Животные жарких стран» (учреждение, 25.04.2019 г.);
  • Родительское собрание, доклад «Развитие словаря у дошкольников с ОНР» (учреждение, 01.10.2019 г.);
  • публикация статьи "Лингвистические и психолингвистические основы формирования речи у детей" в сборнике научных трудов по материалам XIV Международной научно-практической конференции "Теория и практика приоритетных научных исследований" (МНИЦ "Наукосфера", 27.07.2020 г.);
  • участие в XIV Международной научно-практической конференции "Теория и практика приоритетных научных исследований". Тема доклада "Лингвистические и психолингвистические основы формирования речи у детей" (МНИЦ "Наукосфера", 27.07.2020 г.); 
  • публикация научной работы "Нарушения лексики у детей с общим недоразвитием речи" в монографии "Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее" (МЦНС "Наука и просвещение", 31.08.2020 г.);
  • участие в Межрегиональной научно-практической конференции "Дистанционное образование обучающихся с ОВЗ: реалии и перспективы". Выступление с докладом "Особенности формирования речи у детей с использованием дистанционных технологий обучения" (ГАОУ ДПО "ЛОИРО", 09.10.2020 г.) 

Логопедическая ритмика

как средство коррекции речевых нарушений

 в условиях детского сада 
(2009-2020 гг.)

  •          Изучение научно-методической литературы по теме;

  •          составление авторской программы (2009 г.);

  • проведение логоритмических занятий с дошкольниками 1 раз в неделю с октября 2009 г.;
  • открытые занятия для родителей и сотрудников 2 раза в год: январь, май;
  • обобщение опыта в форме доклада "Логопедическая ритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников" (районное МО логопедов, 14.04.2011 г.);
  • участие в региональном конкурсе методических разработок по теме (ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 26.03.2014 г.);
  • публикация методической разработки "Домашние задания по лексическим темам с элементами логоритмики для старших дошкольников с общим недоразвитием речи" в сборнике материалов научно-практической конференции "Инновационный опыт психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями развития" (ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2014 г.);
  • составление сценария и проведение музыкально-познавательной викторины для дошкольников «Мы — маленькие граждане своей страны» (учреждение, 16.06.2017 г.);
  • доклад на педсовете «Совершенствование связной речи дошкольников через организацию игр-драматизаций» (учреждение, 12.11.2018 г.);
  • проведение родительского собрания по теме «Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность» (учреждение, 18.12.2018 г.);
  • составление сценария и проведение музыкально-познавательной викторины для дошкольников  «Сказки бабушки Арины» (по сказкам А. С. Пушкина) (учреждение, 06.06.2019 г.);
  • представление на конкурсе "Развитие речи дошкольников" методической разработки "Домашние задания по лексическим темам с элементами логоритмики для старших дошкольников с общим недоразвитием речи (картотека)" (Педагогический портал «Солнечный свет», 14.04.2020 г.);
  • участие во всероссийском конкурсе с разработкой сценария мероприятия «Мы – маленькие граждане своей страны!» (ФМВДК «Таланты России», номинация «Сценарии мероприятий», 07.09.2020);
  • публикация методической разработки "Домашние задания с элементами логоритмики по лексическим темам из цикла "Времена года" для старших дошкольников с ОНР" (электронное СМИ "NSPORTAL.RU "Социальная сеть работников образования", 20.09.2020 г.); 
  • публикация методической разработки "Домашние задания с элементами логоритмики по лексическим темам из цикла "Профессии. Трудовые действия для старших дошкольников с ОНР" (электронное СМИ "Педагогический мир", 20.09.2020 г.);
  • публикация методической разработки "Домашние задания по лексическим темам из цикла "Животный мир" с элементами логоритмики для старших дошкольников с общим недоразвитием речи» (на сайте Pedsovet.su, 20.09.2020 г.)

Формирование фонематических процессов

 у дошкольников 5-7 лет

 через систему специальных игр и игровых упражнений
(2009-2020 гг.)


  •          Изучение научно-методической литературы по теме;

  • изготовление авторских игровых пособий;
  • публикация авторской разработки "Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений" на сайте "Образовательная социальная сеть nsportal.ru" (2012 г.); 
  • открытые занятия для воспитателей, специалистов и родителей;
  • мастер-классы в дошкольном образовании, на районном конкурсе "Учитель года 2012" (февраль – март 2012 г.);
  • публикация конспекта совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Дифференциация звуков Ч - Ть" (электронное СМИ "Образовательная социальная сеть. nsportal.ru", 2012 г.);
  • семинар-практикум для родителей речевой группы (2012 г., 2013 г.);
  • участие в региональном конкурсе методических разработок по теме (ГАОУ ДПО ЛОИРО, октябрь 2013 г.);
  • публикация методической разработки по теме в сборнике статей "Современные проблемы и перспективы региональной системы образования детей с ОВР" (ЛОИРО, 2013 г.);
  • доклад-презентация на родительском собрании "Особенности развития звуко-буквенного анализа и синтеза на логопедических занятиях" (учреждение, 20.12.2016 г.);
  • участие во всероссийском конкурсе профессионального педагогического мастерства "Преемственность и инновации в образовании — 2017" с авторским проектом по теме, 2017 г.);
  • доклад на родительском собрании "Обучение дошкольников чтению. С чего начать?" (учреждение, 19.05.2017 г.);
  • доклад-презентация на родительском собрании "Формирование фонематических процессов у дошкольников с ОНР через игровые упражнения" (учреждение,  27.09.2017 г.);
  • мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Формирование фонематических процессов у дошкольников 5–7 лет через специально подобранные игры и игровые упражнения» (учреждение, 16.11.2017 г.);
  • открытое логопедическое занятие с использованием ИКТ "Буратино знакомится со звуками" (интерактивная игра) (учреждение, 12.03.2020 г.);
  • участие в конкурсе с методической разработкой "Интерактивная игра "Буратино знакомится со звуками" (ФМВДК "Таланты России", номинация "Лучшая презентация" 02.09.2020 г.);
  • публикация методической разработки "Интерактивная игра "Буратино знакомится со звуками" (на сайте Pedsovet.su, 20.09.2020 г.)

Ознакомление старших дошкольников с ОНР

с профессиями и трудовыми действиями

через использование лексико-грамматических игр и упражнений 
(2013-2020 гг.)

 

  •          Изучение научно-методической литературы по теме;

  • приобретение дидактических игр, лото по теме "Профессии";
  • изготовление лото "Профессии. Инструменты;
  • создание картотеки "Профессии. Стихи и загадки";
  • семинар-практикум для родителей речевой группы "Профессии и трудовые действия" (2013 г.);
  • мастер-класс для педагогов дошкольного образования "Ознакомление старших дошкольников с профессиями и трудовыми действиями. Лексико-грамматические игры и упражнения" (12.02.2014 г.), читать;
  • участие в создании и реализации межгруппового образовательного проекта "День защитника Отечества" (февраль 2014 г.);
  • выступление с докладом "Ознакомление старших дошкольников с ОНР с профессиями и трудовыми действиями посредством использования лексико-грамматических игр и упражнений" на научно-практической конференции "Модернизация специального образования в контексте требований ФГОС" (ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 20.11.2015 г.);
  • участие в региональном конкурсе методических разработок по сопровождению образования детей с ограниченными возможностями развития  по теме (ГАОУ ДПО «ЛОИРО», октябрь-ноябрь 2015 г.);
  • публикация методической разработки по теме в сборнике конференций ГАОУ ДПО «ЛОИРО» (2015 г.);
  • Открытое логопедическое занятие  с использованием ИКТ «Космос. Загадки Звездочёта» (13.04.2016 г.);
  • представление сценария мероприятия "Юные пожарные — ловкие и смелые!" на всероссийском конкурсе (ФМВДК "Таланты России", номинация «Сценарии мероприятий», 14.01.2017 г.);
  • мастер-класс для воспитателей и специалистов «Ознакомление старших дошкольников с ОНР с профессиями и трудовыми действиями через использование лексико-грамматических игр и упражнений» (учреждение, 14.04.2017 г.);
  • публикация методической разработки "Домашние задания с элементами логоритмики по лексическим темам из цикла "Профессии. Трудовые действия" для старших дошкольников с ОНР" (электронное СМИ "Педагогический мир", 20.09.2020 г.)

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений

у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
(2014-2020 гг.)


  •          Изучение научно-методической литературы по теме;

  • приобретение игровых пособий, атрибутов для физминуток;
  • создание картотеки физминуток, динамических пауз по лексическим темам;
  • проведение динамических пауз для дошкольников с ОНР во время проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий;
  • проведение консультации для родителей по теме «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР» (учреждение, 21.01.2016 г.);
  • семинар-практикум для родителей речевой группы "Особенности развития моторики у дошкольников с нарушениями речи" (2014 г.);
  • мастер-класс для педагогов дошкольного образования "Развитие общей и мелкой моторики, координации движений у старших дошкольников через использование тематических игровых упражнений" (учреждение, 26.03.2015 г.), читать;
  • открытые логопедические занятия (23.12.2014 г., 23.04.2015 г.);
  • выступление с докладом "Игра — пространство для развития ребёнка" на педсовете МКОУ "Форносовская ООШ" (учреждение, 12.12.2016 г.);
  • проведение родительского собрания по теме «Особенности сенсорного развития у детей с  нарушениями речи» (учреждение, 25.09.2018 г.);
  • проведение родительского собрания по теме «Развитие графо-моторных навыков у дошкольников 6-7 лет с нарушениями речи» (учреждение, 16.05.2019 г.);
  • публикация методической разработки "Развитие общей и мелкой моторики, координации движений через использование тематических игровых упражнений у старших дошкольников с нарушениями речи" (электронное СМИ "Педагогический мир", 20.09.2020 г.)